Продолжаем публикации по докладам сотрудников ГосЦентра безопасности полетов Авиарегистра России, представленным на конференции ОРАП 2025.
Авторы
Заместитель директора ГЦ БП ВТ Авиарегистра России А. А. Тушенцов
Начальник отдела металлофизических исследований авиационных материалов д.т.н. А. А. Шанявский
Начальник отделения А. П. Солдатенков
Начальник отделения М. А. Солдатенкова
Начальник отдела исследований аварийных и отказавших объектов авиационной техники С. В. Ростовцев
Аннотация
12.06.2024 при выполнении рейса на самолете Ил–76ТД RA–76502 по маршруту Москва (Внуково) – Калькутта (Индия) через 3 часа полета на эшелоне бортинженером при очередной проверке аппаратуры вибрации и насосов НП–89Д обнаружено отсутствие сигнализации насоса НП–89Д третьей силовой установки и снижение количества гидрожидкости во второй гидросистеме до 13 литров. При вылете из Внуково количество гидрожидкости составляло 17 литров.
В Авиарегистр России на исследование поступил гидравлический насос НП–89Д №Н208Д363. Гидравлический насос, согласно дубликату паспорта, оформленному 18.09.2012 ИАС АО Авиакомпания «АВИАКОН ЦИТОТРАНС», выпуска 1982 года, наработал с начала эксплуатации 13097 часов, ремонтов не проходил. При составлении дубликата паспорта насос прошел проверку на аутентичность. Насос на самолет Ил–76ТД RA–76502 был установлен на 3 СУ 08.12.2023. Срок службы гидравлического насоса НП-89 до первого ремонта не должен превышать 35 лет.
На основании выполненных работ сформировано заключение о том, что отказ гидравлического насоса НП–89Д № 208Д363 самолета Ил–76ТД RA–76502 обусловлен его внутренним разрушением в результате кавитации в полостях насоса.
Эксплуатация насоса без капитального ремонта по истечении назначенного срока службы привела к образованию коррозии на внутренних деталях, разрушению манжет НП26–320 в сочетании с износом уплотнительных колец 2267А–180–2 и 5127А–180 и подсасыванию воздуха в полость насоса, что привело к возникновению кавитации.
Во избежание разрушений насосов типа НП–89 эксплуатирующим организациям рекомендовано строго соблюдать требования, предъявляемые разработчиком изделия по прохождению ремонта и назначенного срока службы.
Виды гидравлического насоса НП–89Д № Н208Д363 в состоянии поступления на исследование с трех сторон.
Вид блока цилиндров НП89–061А с разрушенными проставками НП89–002 и отсутствием башмаков НП81–05 на плунжерах НП81–051 №№ 1, 9, 5, 3 показано белыми стрелками. Красными стрелками показаны отсутствующие проставки НП89–002 на плунжерах № 1, 4, 5, 9, черной – фрагмент разрушенной проставки.