О результатах исследования по инциденту с вертолетом Agusta AW-189 RA-01685
Вкл/Выкл изображения Шрифт A A A Фон Ц Ц Ц Ц Настройки
Интервал между буквами(Кернинг) СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
Интервал между между строками ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
Выберите шрифт ARIAL TIMES NEW ROMAN

Федеральное автономное учреждение
Авиационный регистр Российской Федерации

МЕНЮ

Продолжаем публикации по докладам сотрудников ГосЦентра безопасности полетов Авиарегистра России, представленным на конференции ОРАП 2025.

О результатах исследования демпфера p/n 4F6220V00251, серийный номер MCR 00541, лопасти несущего винта вертолета Agusta AW-189 RA-01685

Авторы

Заместитель директора ГЦ БП ВТ Авиарегистра России А. А.Тушенцов
Начальник отдела металлофизических исследований авиационных материалов, д.т.н. А. А. Шанявский
Начальник отделения А. П. Солдатенков
Начальник отделения М. А. Солдатенкова
Начальник отдела исследований аварийных и отказавших объектов авиационной техники С. В. Ростовцев
Ведущий инженер М. Г. Борисов

Аннотация

    15.08.2024 экипаж вертолета Agusta AW-189 RA-01685 ООО «Арт Авиа» выполнял рейс по маршруту п/п Сорьяха 1 – п/п 130 км – п/п Тагул – п/п Ванкор. Выполнение посадки на п/п 130 км и п/п Тагул производились без выключения двигателей. После посадки и выключения двигателей на п/п Ванкор при выполнении послеполетного осмотра обнаружен обрыв комлевой проушины гидродемпфера от крепления к втулке несущего винта и частичное разрушение комлевой части лопасти несущего винта.

    В Авиарегистр России поступил на исследование разрушенный демпфер 4F6220V00251, серийный номер MCR 00541, лопасти несущего винта.

    Вертолет Agusta AW-139 RA-01685 выпуска 06.09.2017 Agusta-Westland наработал с начала эксплуатации 1174 часа (2591 посадку).

    Согласно данным исследовательской базы Авиарегистра России, случай разрушения комлевой проушины гидродемпфера лопасти несущего винта вертолета Agusta отмечался и ранее (заключение от 29.04.2022 № 10172-И/103).

    Причиной разрушения комлевой проушины в указанном случае при наработке демпфера 370 часов (511 посадок) явились усталостные трещины с очагами от фреттинг-коррозионных повреждений.

Виды демпфера P/N 4F6220V00251 сер. № MCR 000541, этикетки, индикатора положения поршня и контровки пробок сливного и заправочного отверстий со стороны цилиндра поршня в состоянии поступления на исследование

Вид усталостного разрушения перемычки

    По результатам проведенных работ сформировано заключение о том, что разрушение комлевой проушины демпфера   4F6220V00251 № MCR 00541 лопасти несущего винта вертолета Agusta AW-139 RA-01685 носит усталостный характер и произошло в условиях действия низкого уровня напряжения с зарождением трещин в обоих перемычках от поверхности отверстия в результате процесса фреттинга.

    Процесс фреттинг-коррозии обусловлен циклическим нагружением в зоне контакта поверхностей отверстий в проушинах и наружных кольцах сферических подшипников при их относительных перемещениях и связан, наиболее вероятно, с некачественной фиксацией указанных деталей при изготовлении.

    В целях обеспечения безопасности полетов вертолетов Agusta AW-139 было рекомендовано довести до сведения предприятия-поставщика демпферов 3G6220V01352 результаты настоящего исследования для разработки мероприятий по предупреждению усталостных разрушений их проушин и запросить рекомендации о порядке дальнейшей эксплуатации агрегатов.

© 2025 Федеральное автономное учреждение Авиационный регистр Российской Федерации