XVIII Международная выставка HeliRussia 2025 началась с пленарной сессии о развитии вертолетной и беспилотной авиации. Позицию регулятора по актуальным для отрасли вопросам обозначил руководитель Росавиации Дмитрий Ядров.
Среди основных тезисов:
- Установление нового класса «Н» находится в проработке со всеми заинтересованными участниками авиационного сообщества и бизнеса
- К вопросу установления ставок сбора за аэронавигационное обслуживание беспилотников, выполняющих коммерческие полеты, вернутся в 2028–2029 годах. Новому сегменту гражданской авиации необходимо время, чтобы сформироваться.
«Вертолетная авиация имеет особое значение, это отдельный сектор экономики. У нас 1183 вертолета, большое количество эксплуатантов – 169 компаний. Задачи, которые выполняют вертолетчики, имеют ключевую роль для нашей страны, поскольку связаны с сельским хозяйством, поиском и спасанием, пожарами и мониторингом», – отметил Дмитрий Ядров.
На выставке подписано Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Росавиацией и Ассоциацией вертолетной индустрии. Это будет содействовать решению ключевых задач:
- Безопасность полетов. Совместная работа поможет улучшить расследование авиапроисшествий и внедрить современные стандарты безопасности
- Новые технологии. Ускорение внедрения инноваций, включая беспилотные вертолеты, которые могут использоваться для доставки грузов, спасательных операций или медицинской помощи
- Инфраструктура. Модернизация аэродромов и создание новых посадочных площадок, что сделает услуги вертолетов доступнее в отдаленных регионах.
- Подготовка кадров и рабочие места. Обновление программ подготовки специалистов повысит качество обучения, а развитие отрасли создаст новые вакансии.
В дискуссии «Риск-ориентированный подход к регулированию разработки и эксплуатации беспилотных авиационных систем» принял участие заместитель руководителя Росавиации Андрей Добряков. Он отметил, что после запуска в 2024 году национального проекта «Беспилотные авиационные системы» Росавиация успешно решает задачи, поставленные в нем:
- Внесены изменения в Постановление Правительства России № 353, позволяющие организациям разработчиков и изготовителей малорисковых БАС формировать независимую инспекцию из числа сотрудников организации
- Сертифицировано пять типов БАС (четыре из них — в прошлом году)
- Одобрена одна организация-изготовитель и семь организаций-разработчиков БАС
- На начало года учтено более 110 тыс. легких и зарегистрировано более 180 тяжелых БАС, которые успешно эксплуатируются.
«Если говорить про объемы выпуска продукции, беспилотные авиационные системы в настоящий момент – это безусловный драйвер развития авиационной науки и техники», – подчеркнул Андрей Добряков.
Подведомственный Росавиации МГТУ ГА и его студенты представили стенд, посвященный БАС. Ключевыми экспонатами стенда стали:
- прототип мультироторного беспилотного летательного аппарата с источником энергии на основе водородных топливных элементов
- прототип химического генератора водорода – экологически чистого источника энергии для дронопортов
- программная платформа «Цифровой двойник сети авиатранспортного предприятия» и система позиционирования БАС.
Инновационные разработки будут способствовать дальнейшему развитию беспилотных авиационных систем, уже ставших незаменимыми во многих отраслях экономики и имеющих принципиальное значение для достижения технологического лидерства страны.